Banner 3

Развитие памяти дошкольников на основе мнемотехники

Если спросить педагогов, осуществляющих работу по заучиванию стихотворений с детьми, испытывают ли они при этом какие-либо трудности, большинство из них ответит утвердительно. 

При этом они ещё подчеркнут, что формальный, лишенный всякого творчества подход превращает такого рода речевую деятельность в непривлекательный процесс. В итоге можно наблюдать плохое запоминание текста, забывание или перестановку слов, неэмоциональное, невыразительное чтение. Кроме того, часто дети пытаются запомнить текст механически, не понимая его смысла, это не лучший способ заучивания стихов, так как художественные тексты несут в себе эмоциональную нагрузку, выражают определённые чувства, которые требуется выразительно донести до слушателя.

Что делать, какие средства использовать, чтобы процесс заучивания стихов приносил радость и удовлетворение детям? На помощь приходят приёмы мнемотехники, которые помогут предельно повысить запоминание, сохранение и воспроизведение художественного текста. Кроме того, в практике заучивания стихотворений отлично зарекомендовали себя мнемотаблицы. Суть их действия заключается в том, что на каждое слово или фразу придумывается символ (картинка), который помогает принять информацию сразу двум органам чувств – зрительному и слуховому, что повышает качество запоминания и воспроизведения текста.

Практика показала, что дети лучше заучивают стихотворение наизусть, когда рисуют его при помощи картинок-символов и затем при воспроизведении опираются на них. Использование этого приёма не только облегчает и практически ускоряет процесс запоминания информации, но и повышает интерес к изучаемому произведению, что немаловажно при передаче выразительности текста.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Пример: